Техники в рисовании

< К списку записей

(предисловие к книге «50 техник в рисовании»)

Изобразительная деятельность ребёнка формируется и совершенствуется постепенно, от занятия к занятию, по мере накопления изобразительных знаний, технических умений и навыков. Мы учим детей правильно держать карандаш, кисть, мелок, правильно пользоваться разными художественными материалами, учитывая их свойства, изучаем способы изображения и техники рисования. Что же такое «техника рисования»?

«Техника рисования понимается художниками широко: сюда включается техника линии, тушёвки, определённая манера рисунка и письма и способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши, темперы и т.д.) в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями. В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию технике в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментами (отсюда – техника масляной живописи, акварели, темперы и пр.), умение использовать художественные возможности этого материала». (Комарова Т. С. «Как научить ребёнка рисовать» АО «Столетие», 1998 г.). Это определение в основном применимо и к технике детского рисунка.

Гурова Анфиса 5л

Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и ощущают. Но к подростковому возрасту увлечение это проходит, и верными изобразительной деятельности остаются лишь единицы. Творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя.

С какого возраста можно позволить детям играть с красками и водой? На этот вопрос ответить трудно, поскольку все дети разные. Не надо без нужды запрещать что-либо ребёнку. Позвольте ему расти и играть так, как ему нравится. Ведь перед вами – развивающаяся личность. Научитесь уважать её индивидуальность. Если ребёнок на третьем году жизни вдохновенно выводит каракули на всём, что попадается ему под руку – предложите ему яркие гуашевые краски.

Пока рука малыша очень слабая и быстро устаёт, а рисование красками не потребует от него особых усилий. Работа с цветом развивает сферу чувств (любовь, сострадание). Разве это не пригодится в жизни?

Исследования учёных, работы педагогов-новаторов доказывают, что каждый ребёнок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.

Создавая условия, побуждающие ребёнка к занятиям искусством, возможно разбудить эти творческие наклонности. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознаёт себя в нём. Исследования профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же подтверждают многочисленные исследования других специалистов: уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук. А для осуществления изобразительной деятельности важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребёнка. Искусство рисования формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы. Художественное восприятие оказывает огромное влияние на развитие ребёнка. Ребёнок может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие. У ребёнка может произойти самоидентификация, возможно, впервые. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения, гораздо важнее изменение в его развитии, считают американские учёные В. Ловенфельд и У. Ламберт. Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками и техникой рисования, что лишает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к рисованию. Обучение детей технике рисования, графическим навыкам и умениям необходимо как средство введения детей в мир творчества, как условие, необходимое для свободы творчества каждого ребёнка.

Ващенко Вова 6л

Целью занятий может быть обогащение сенсорного опыта детей, развитие эстетического восприятия, представлений, образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Очень много зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребёнком в сложном и многообразном мире красоты. Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе с учётом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности.

 

Маленький ребёнок ещё не владеет движением и учится постепенно на занятии в процессе создания изображения. Так постепенно от занятия к занятию у ребёнка формируются необходимые технические навыки и умения. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Разнообразие материала рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать что-то новое. Беседуя с детьми об изобразительных средствах и их применении, нужно показывать, как эти средства использовались людьми, для которых изобразительное искусство стало призванием. Использование различных материалов обогатит ребёнка знанием способов работы с ним, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка. И пусть ваш ребёнок не станет художником, но он будет любить и понимать прекрасное. Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе – она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Техника, по образному выражению П. П. Чистякова, — это язык художника. Иногда, не зная технических приёмов рисования, дети сами пытаются найти их. Освоение техники – самостоятельная важная задача, которой детей следует учить обязательно.

Целесообразно в работе с детьми продумывать, пробовать, искать разнообразные способы создания изображения, по-разному используя материалы. Разнообразие изобразительных материалов обогащает восприятие и представления детей, способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, изобразительной деятельности, делает её для них более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения. Занятия рисованием помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно, развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства, а это необходимо для человека любой специальности. Овладение техникой рисования нужно не только для передачи изображения. Формируется ручная умелость, необходимая для осуществления многих других видов деятельности. Необходимость обучения рисованию, и в частности техническим навыкам, подчёркивается и современной психологией, которая утверждает, что способности к рисованию проявляются и развиваются только в процессе рисовальной деятельности ребёнка и лучше всего – в процессе обучения под руководством взрослого.

2010

Таким образом, дошкольная педагогика и психология положительно решают вопрос о необходимости обучения детей технике рисования. Цель данного пособия – собрать воедино из различных источников и адаптировать для детей дошкольного и младшего школьного возрастов различные техники в рисовании, формирующие творческие способности детей и развивающие их воображение. В пособии представлено 50 художественно-графических техник в рисовании для дошкольников и младших школьников. К каждой технике даны методические рекомендации, подробно описан способ получения изображения. Используйте материал в планировании занятий, рисуйте, фантазируйте, придумывайте свои варианты

Узнать подробнее о техниках в рисовании можно в методическом пособии «50 техник в рисовании»

 

Понравилась запись? Поделись с друзьями в соцсетях:

18.11.2015