Техники в рисовании
(предисловие к книге «50 техник в рисовании»)
Изобразительная деятельность ребёнка формируется и совершенствуется постепенно, от занятия к занятию, по мере накопления изобразительных знаний, технических умений и навыков. Мы учим детей правильно держать карандаш, кисть, мелок, правильно пользоваться разными художественными материалами, учитывая их свойства, изучаем способы изображения и техники рисования. Что же такое «техника рисования»?
«Техника рисования понимается художниками широко: сюда включается техника линии, тушёвки, определённая манера рисунка и письма и способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши, темперы и т.д.) в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями. В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию технике в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментами (отсюда – техника масляной живописи, акварели, темперы и пр.), умение использовать художественные возможности этого материала». (Комарова Т. С. «Как научить ребёнка рисовать» АО «Столетие», 1998 г.). Это определение в основном применимо и к технике детского рисунка.
Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и ощущают. Но к подростковому возрасту увлечение это проходит, и верными изобразительной деятельности остаются лишь единицы. Творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя.
С какого возраста можно позволить детям играть с красками и водой? На этот вопрос ответить трудно, поскольку все дети разные. Не надо без нужды запрещать что-либо ребёнку. Позвольте ему расти и играть так, как ему нравится. Ведь перед вами – развивающаяся личность. Научитесь уважать её индивидуальность. Если ребёнок на третьем году жизни вдохновенно выводит каракули на всём, что попадается ему под руку – предложите ему яркие гуашевые краски.
Пока рука малыша очень слабая и быстро устаёт, а рисование красками не потребует от него особых усилий. Работа с цветом развивает сферу чувств (любовь, сострадание). Разве это не пригодится в жизни?
Исследования учёных, работы педагогов-новаторов доказывают, что каждый ребёнок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.
Создавая условия, побуждающие ребёнка к занятиям искусством, возможно разбудить эти творческие наклонности. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознаёт себя в нём. Исследования профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же подтверждают многочисленные исследования других специалистов: уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук. А для осуществления изобразительной деятельности важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребёнка. Искусство рисования формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы. Художественное восприятие оказывает огромное влияние на развитие ребёнка. Ребёнок может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие. У ребёнка может произойти самоидентификация, возможно, впервые. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения, гораздо важнее изменение в его развитии, считают американские учёные В. Ловенфельд и У. Ламберт. Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками и техникой рисования, что лишает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к рисованию. Обучение детей технике рисования, графическим навыкам и умениям необходимо как средство введения детей в мир творчества, как условие, необходимое для свободы творчества каждого ребёнка.
Целью занятий может быть обогащение сенсорного опыта детей, развитие эстетического восприятия, представлений, образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Очень много зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребёнком в сложном и многообразном мире красоты. Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе с учётом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности.
Маленький ребёнок ещё не владеет движением и учится постепенно на занятии в процессе создания изображения. Так постепенно от занятия к занятию у ребёнка формируются необходимые технические навыки и умения. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Разнообразие материала рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать что-то новое. Беседуя с детьми об изобразительных средствах и их применении, нужно показывать, как эти средства использовались людьми, для которых изобразительное искусство стало призванием. Использование различных материалов обогатит ребёнка знанием способов работы с ним, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка. И пусть ваш ребёнок не станет художником, но он будет любить и понимать прекрасное. Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе – она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Техника, по образному выражению П. П. Чистякова, — это язык художника. Иногда, не зная технических приёмов рисования, дети сами пытаются найти их. Освоение техники – самостоятельная важная задача, которой детей следует учить обязательно.
Целесообразно в работе с детьми продумывать, пробовать, искать разнообразные способы создания изображения, по-разному используя материалы. Разнообразие изобразительных материалов обогащает восприятие и представления детей, способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, изобразительной деятельности, делает её для них более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения. Занятия рисованием помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно, развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства, а это необходимо для человека любой специальности. Овладение техникой рисования нужно не только для передачи изображения. Формируется ручная умелость, необходимая для осуществления многих других видов деятельности. Необходимость обучения рисованию, и в частности техническим навыкам, подчёркивается и современной психологией, которая утверждает, что способности к рисованию проявляются и развиваются только в процессе рисовальной деятельности ребёнка и лучше всего – в процессе обучения под руководством взрослого.
Таким образом, дошкольная педагогика и психология положительно решают вопрос о необходимости обучения детей технике рисования. Цель данного пособия – собрать воедино из различных источников и адаптировать для детей дошкольного и младшего школьного возрастов различные техники в рисовании, формирующие творческие способности детей и развивающие их воображение. В пособии представлено 50 художественно-графических техник в рисовании для дошкольников и младших школьников. К каждой технике даны методические рекомендации, подробно описан способ получения изображения. Используйте материал в планировании занятий, рисуйте, фантазируйте, придумывайте свои варианты
Узнать подробнее о техниках в рисовании можно в методическом пособии «50 техник в рисовании»
18.11.2015